Русский язык

Русский язык с 25-30 мая
25.05 морфология
1. Анализ текста «Казанская сирота». В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Казанск.. царства – город Казань. Огромная те..итория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорност.. ее население, пр..ходилось изыскивать разные способы. Поэтому русские власти старались пр..влеч.. на свою сторону (не)простых людей, а в первую очередь знать, кн..зей-мурз. Княз..я в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремились сохранить свое положение и бога..ство. Многие из них принимали христианск.. веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты. Таких людей народ стал называть казанскими сиротами. При дворе они приб..днялись, старались получить как можно больше награ.. и «жалованья». – Что же означает фразеологическое сочетание казанская сирота? (Человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие у жалостливых людей.) – Какие части речи вы встретили в этом тексте? – Назовите (найдите) самостоятельные и служебные части речи. – Какие грамматические признаки имени существительного можно отметить, анализируя этот текст? (Существительные бывают __________________) 2. Разбор слов по составу: казанская, прибеднялись, довольно. 3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание. 4. Фонетический разбор слова князья. 5. Морфологический разбор числительного 1552 (года). (См. «Морфологический разбор числительных», учебник, с. 212.)   Обратная связь
Alyana.71@mail.ru
28.05. Диктант
Орфографическая диктовка. АНТАРКТИДА Антарктида – южная полярная область Земли. Моря вокруг нее зимой замерзают, и ширина ледяного кольца колеблется от 500 до 2000 километров. Летом течения уносят льды на север вместе с айсбергами. Они имеют длину более 150 километров и возвышаются над водой на 80–100 метров. Открыли ледяной материк в 1820 году русские мореплаватели. Переломный момент в истории исследований Антарктиды наступил в 50-х годах ХХ века, когда одиннадцать стран организовывали 57 исследовательских2 станций и баз на побережье и в глубине материка. Антарктида – континент мира. Он принадлежит всему человечеству и используется для научных целей. (По «Энциклопедическому словарю юного географа-краеведа».) – Какие орфограммы нам встретились? Подчеркните их. – Сделать разбор по составу указанного прилагательного Обратная связь
Alyana.71@mail.ru
29-30.05. Работа с текстом
СТРАНА – ЕДИНСТВО НАРОДА, ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ Каждая страна – это ансамбль искусств. Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию городов и хранящейся в ней культуры: ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека, он как бы «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов. Страна – это единство народа, природы и культуры. Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе – воспитывает человека его страна в ее целом. (123 слова.) (По Д.С. Лихачеву.) Дополнительные задания. 1. Сделать синтаксический разбор предложений:  первое предложение I абзаца; 2. Выполнить морфологический разбор любого глагола из текста. 3. Разобрать по составу слова:  расположение; объединяет.   Обратная связь
Alyana.71@mail.ru
с 18-22.05.2020
21.05 Повторение: морфемика, словообразование
Составьте слова по схемам. 3. Вопросы по теме. – Почему в каждой предложенной схеме есть корень? – Можно ли без корня образовать слово? – Как называются слова, включающие в свой состав один и тот же корень? При употреблении однокоренных слов надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает ее выразительность (обусловлены условиями; сочинить сочинение). Однако повторение однокоренных слов (тавтология) не всегда является речевым недочетом. На тавтологии построены, например, некоторые фразеологические обороты: ливмя лить, сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина.   Тестирование. 1) Какое из слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания? а) зрячий;             б) зрение;          в) зрелый;       г) узреть. 2) Найдите сложносокращенное слово: а) ледокол;           б) лесовод;        в) гороно;       г) водолаз. 3) Укажите слово без окончания: а) стекло;              б) полотно;       в) окно;           г) домино. 4) Какое из слов образовано способом сложения основ? а) преувеличение;                       б) предъюбилейный; в) межобластной;                        г) книголюб. 5) Это слово образовано суффиксальным способом: а) обмолотить;                б) глушь; в) объездчик;                               г) подъезд. 6) В каком из слов пропущена буква е? а) пр..утихло;                              б) пр..морский; в) пр..осторожно;                        г) пр..сутствовать. 7) В каком слове пропущена буква и? а) пр..мудрый;                             б) пр..неприятный; в) пр..вратить;                             г) пр..клеить. Обратная связь
Alyana.71@mail.ru
22.05.Повторение: морфология
Составьте слова по схемам. 3. Вопросы по теме. – Почему в каждой предложенной схеме есть корень? – Можно ли без корня образовать слово? – Как называются слова, включающие в свой состав один и тот же корень? При употреблении однокоренных слов надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает ее выразительность (обусловлены условиями; сочинить сочинение). Однако повторение однокоренных слов (тавтология) не всегда является речевым недочетом. На тавтологии построены, например, некоторые фразеологические обороты: ливмя лить, сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина.   Тестирование. 1) Какое из слов состоит из приставки, корня, суффикса и окончания? а) зрячий;             б) зрение;          в) зрелый;       г) узреть. 2) Найдите сложносокращенное слово: а) ледокол;           б) лесовод;        в) гороно;       г) водолаз. 3) Укажите слово без окончания: а) стекло;              б) полотно;       в) окно;           г) домино. 4) Какое из слов образовано способом сложения основ? а) преувеличение;                       б) предъюбилейный; в) межобластной;                        г) книголюб. 5) Это слово образовано суффиксальным способом: а) обмолотить;                б) глушь; в) объездчик;                               г) подъезд. 6) В каком из слов пропущена буква е? а) пр..утихло;                              б) пр..морский; в) пр..осторожно;                        г) пр..сутствовать. 7) В каком слове пропущена буква и? а) пр..мудрый;                             б) пр..неприятный; в) пр..вратить;                             г) пр..клеить. Обратная связь
Alyana.71@mail.ru
23.05Повторение: морфология
Составление схемы-таблицы. Работа по карточкам (дополнительно). Карточка 1. Классификация самостоятельных частей речи Самостоятельные части речи подразделяются на изменяемые и неизменяемые (наречие), а изменяемые части речи, в свою очередь, –  на склоняемые (имена) и спрягаемые (глагол). Изобразите в виде схемы эти группы самостоятельных частей речи. Выпишите слова в три столбика в соответствии со схемой.                    Текла, изв..валась, бл..стела                    Река меж зеленых лугов,                    А стала недв..жной и белой,                    Чуть-чуть г..лубее сн..гов.                    Лишь где-нибудь в проруб.. зыбко                    Игра..т и дыш..т вода,                    И в ней красн..пёрая ры..ка                    Бл..снет чешуёй иногда.                                                                             С. Маршак – Составьте схему сложного предложения. Карточка 2. Написание существительных собственных
и собственных наименований
– Прочитайте текст и сформулируйте его основную мысль. Определите, на сколько абзацев его нужно разбить. Спишите, выделяя абзацы, расставляя недостающие запятые и вставляя пропущенные слова. – Найдите слова, с помощью которых соединяются предложения в тексте. Подчеркните существительные собственные и собственные наименования. Трудно найти2 историческ..го де..теля чье потомство2 было(бы) так изучено, как потомство Александра _______ Пушкина. Не один потомок Пушкина вп..сал свое имя в летопись2 ру..кой и сове..ской истор.. . Старший сын поэта Александр Александр..вич стал одним из г..роев осв..бодительной ру..ско-турецкой войны 1877–1878 годов. Сыновья и внуки Александра Александр..вича Пушкина пр..нимали участие в Первой мировой войне и в Гражданской войне в к..торой ср..жались на стороне революци.. . Десять потомков поэта были учас..никами Великой Отечественной _____. Они ср..жались в рядах Советской _____ против фашистов. (По В. Русакову.)  
Обратная связь
Alyana.71@mail.ru
Повторение: морфология
контрольный диктант (написать под диктовку)  Диктант. В прохладный июньский день, когда пролитая небесная синь утекала, поблескивая, я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек-береговушек, цветущими рядом на лугу головками колокольчиков и лютиков, следил за далеким седым дождем с растрепанной бородой. Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах цветущего шиповника. Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и ветру было трудно и далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника. Спасибо за радость, ветерок! Тут же и подумалось: любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни, и бываем похожи на эту вот довольную трясогузку, которая, выпятив грудку, только что деловито перебежала тропинку.(115 слов.) (Ф. Нестеров.)   Грамматическое задание. Синтаксический разбор II предложения второго абзаца (Дрожа от волнения…) Обратная связь
Alyana.71@mail.ru
14-16.05.2020
14.05. Повторение: фонетика и графика
Задание Чтобы правильно произнести то или иное слово, надо знать, как и какие звуки в нем изменяются в зависимости от соседства с другими звуками, знать ударный слог. Чередование ударных и безударных звуков в поэтической речи образует ритм, мелодию стиха. 2. Прочитайте и выпишите пары слов, которые поэт рифмует, учитывая литературное произношение. 1) Лучше юности нет ничего и не будет,     Юность самые лучшие помыслы будит.                                                     А. Межиров 2) На окно ко мне садится     в лунных вензелях     алюминиевая птица –     вместо тела фюзеляж.                            А. Вознесенский 3) По ночам ему снилось – дорога гремит и пылится,     и за конницей гонится рыжее пламя во ржи.     А наутро выдумывал он небылицы –     просто так, и его обвиняли во лжи. (А. Межиров) 3. Задание: – А теперь расставьте в словах, изученных в седьмом классе, ударения. Балуясь, черпая, добела, сослепа, позвонит, средства, прибывший, привезена, досыта, движимый, газопровод, нанесена. 8. Выполните фонетический разбор слова: областной 10. Запишите слова в алфавитном порядке. Классик, колонна, масса, бассейн, артиллерия, Одесса, пассажир, программа, шоссе, мировоззрение2. Обратная связь
alyana.71@mail.ru или группа в вайбер
15.05. работа с текстом
Чтение текст. (1) Выросла рябинка при дороге. (2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой. (4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья. (8) Шла мимо девочка. (9) Увидела рябинку, поахала. (10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. (12) И она была по-своему права. (13) Ехал на машине усатый дядька. (14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно! (17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. (19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки. (20) Что ж, он тоже был по-своему прав. (21) Под вечер шли туристы. (22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример… (26) Шел в сумерках влюбленный. (27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту! (29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется. (33) На другой день приехал хозяйственник. (34) – Что еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на                                                    рябинку. (35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит. (38) И он был по-своему прав. (39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет. (По Н. Соколовой.) 3. Анализ текста. 1) Задания с выбором ответа. – Каков смысл этой притчи? Исключите из перечисленных ответов лишний: а) У каждого человека своя правда. б) Надо задумываться над последствиями своих поступков. в) Не кивайте на других, когда сами виноваты. г) Надо беречь красоту. – Какая из указанных форм звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями? а) 11;       б) 19;        в) 25;        г) 37. – Определите стиль и тип речи: а) художественный стиль; повествование; б) разговорный стиль; повествование; в) художественный стиль в сочетании с разговорным; описание и повествование с элементами рассуждения; г) разговорный стиль; описание в сочетании с повествованием. – Какое из данных слов употреблено в тексте в прямом значении? а) согнулись (предложение 5) б) запылало (предложение 6) в) смеялись (предложение 7) г) протягивали (предложение 7) – Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов? а) 2 и 3;     б) 5 и 6;      в) 9 и 10;    г) 13 и 17. – В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер? а) 1;           б) 4;            в) 19;          г) 29. 2) Задания с кратким ответом. – Из предложения 7 выпишите производный предлог. – Среди предложений 1–5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер этого предложения. – Среди предложений 28–41 найдите распространенное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я). Напишите его (их) номер(а). – В первых трех абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите его (их) номера. – В первых трех абзацах текста (предложения 1–7) найдите предложение(-я), в котором есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот. – Сколько придаточных в предложении 7? – Каково авторское отношение к изображаемому? – Согласны ли вы с автором? 4. Примерный план написания рецензии: 1) Тема. 2) Смысл текста, его структура. 3) Стиль текста. 4) Тип текста. 5) Языковые средства. 6) Отношение автора к изображаемой проблеме. 7) Мое отношение к проблеме. Рекомендации-советы к написанию рецензии. 1) Еще раз внимательно прочитайте текст. Вдумайтесь в его тему и проблему: насколько глубоко и полно вы поняли смысл прочитанного текста. – О чем идет речь и что об этом думает автор? 2) Ведущий тип вашей работы – рассуждение. Стиль речи – публицистический. 3) Определите замысел: разделяете ли вы мнение автора текста или не согласны с ним? В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры из вашего личного опыта, пусть даже почерпнутые из книг, в защиту высказанной позиции. Во втором – найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо оформить свое несогласие с доводами автора, что противопоставить им, как выразить и защитить свое понимание проблемы. 4) Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать, чтобы заинтересовать, привлечь читателей, слушателей? О чем говорить в основной части работы? Чем закончить? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем? Какие средства языка использовать в своей работе, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию? 5) Внимание! Не превращайте свое сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а толкование затронутой в тексте проблемы. Не начинайте свою работу с местоименной фразы: «В этом тексте говорится…» Ваша задача – показать, какие средства языка помогли автору сказать о поднимаемой проблеме понятно и убедительно. 5. Анализ слов-сцеплений, помогающих соединить части текста. (Открывается запись на доске.) Меня заинтересовал, я могу сказать, мне кажется, во-первых, по мнению…, согласно, отсюда следует, я смею утверждать, несомненно, безусловно и т. д. IV. Составление текста рецензии в черновиках Обратная связь
alyana.71@mail.ru или группа в вайбер
рябинку. (35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит. (38) И он был по-своему прав. (39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.  По Н. Соколовой Пересказать текст и отправить в группу видеозапись.  
16.05. Диктант
1.  пишете под диктовку родителя В прохладный июньский день, когда пролитая небесная синь утекала, поблескивая, я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек-береговушек, цветущими рядом на лугу головками колокольчиков и лютиков, следил за далеким седым дождем с растрепанной бородой. Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах цветущего шиповника. Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и ветру было трудно и далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника. Спасибо за радость, ветерок! Тут же и подумалось: любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни, и бываем похожи на эту вот довольную трясогузку, которая, выпятив грудку, только что деловито перебежала тропинку. (115 слов.) (Ф. Нестеров.)   Грамматические задания. Синтаксический разбор предложения     Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой 2. Выполните морфологический разбор слова: – (с) растрепанной (бородой) Обратная связь
alyana.71@mail.ru или группа в вайбер

русский язык 7 класс

27.04. Повторение: фонетика и графика
Словарный диктант Автор, классик, изобразить, отражать, карикатура, поразительный, претендовать, присутствовать, старательно, ситуация, реальный, давным-давно, во что бы то ни стало, вследствие того что, нечаянный, надвое, по совести, по прибытии, период, сиять, священный.
Закрепление темы. 1. Написать в тетрадях. …Необыкновенный язык наш есть еще и тайна. В нем все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких… – В каком разделе науки о языке изучаются звуки? (Ответ) – Знания о звуках речи нужны нам для того, чтобы разбираться в строении слова, уметь изменять слова. Всякое изменение слова есть изменение его звукового состава. 2. Чтение стихотворений Агнии Барто «Стали грамотными» и «Буква Р» Гостям решили мы рассказ Про белочку прочесть. Но от волненья я прочла, Что в клетке Булочка жила!          («Стали грамотными».) На брата сердится сестра: Зовут ее Марина. А он стоит среди двора, Кричит: «Ты где, Малина?» …Твердит Марина: «Рак, ручей»; Марина учит брата. Он повторяет: «Лак, лучей», – Вздыхая виновато.                      («Буква Р».)  Читать  (продолжение). Чтобы правильно произнести то или иное слово, надо знать, как и какие звуки в нем изменяются в зависимости от соседства с другими звуками, знать ударный слог. Чередование ударных и безударных звуков в поэтической речи образует ритм, мелодию стиха. 3. Прочитайте и выпишите пары слов, которые поэт рифмует, учитывая литературное произношение. 1) Лучше юности нет ничего и не будет,     Юность самые лучшие помыслы будит.                                                     А. Межиров 2) На окно ко мне садится     в лунных вензелях     алюминиевая птица –     вместо тела фюзеляж.                            А. Вознесенский 3) По ночам ему снилось – дорога гремит и пылится,     и за конницей гонится рыжее пламя во ржи.     А наутро выдумывал он небылицы –     просто так, и его обвиняли во лжи. (А. Межиров) 4. Задание:  А теперь  пишете в тетрадях и расставляете в словах ударения. Балуясь, черпая, добела, сослепа, позвонит, средства, прибывший, привезена, досыта, движимый, газопровод, нанесена. Написать в тетрадях.  Скажите, какой особенностью обладает звучание каждой пары слов, разберите звуковой состав слов и установите сходство и различие между ними: а) лён – ноль, шей – ешь, лед – толь, муж – шум; б) сел – съел, полю – полью, суди – судьи, Коля – колья.  
Выучить и отправить уадиозапись в группу.  Щетúна у Чýшки, чешуя у щýчки.   Купú кúпу пúк.
30.04. Повторение
Выполните фонетический разбор слов: изжить, устная, областной, пассажир.  Запишите предложения под диктовку мамы. Над выделенными буквами укажите звуки, охарактеризуйте их. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?  Запишите слова в алфавитном порядке. Классик, колонна, масса, бассейн, артиллерия, Одесса, пассажир, программа, шоссе, мировоззрение2. Указанное слово разберите по составу.  
02.04. Повторение: лексика и фразеология
  1. Шуточные вопросы (ответы записать). – Какую строчку нельзя прочесть? _________________________________________ – Какую реку можно «срезать» ножом? _____________________________________ – Какая земля никогда не старится? ________________________________________ – По какой столице пульсирует кровь? _____________________________________ – Какой город летает? ______________________________ – Какая столица стоит на скошенной траве? ___________________________________ – Какое государство можно надеть на голову? ________________________________ – Какое слово принадлежит тебе, а употребляется другими? ____________________ – Какими частями речи могут быть слова: мой _________________________________________ дали _________________________________________ стать ____________________________________________ стекло _____________________________________________ мести _______________________________________________ – Вспомните и запишите фразеологизмы со словом смотреть.  Выполнение упражнения  483, 484  Подобрать синонимы к следующим словам и записать. Идти – Делать – Ошибка –  

 13.04. Новая тема.

1. Анализ текста.

ЧАЙНАЯ

Дом, где помещалась чайная, пожалуй, исключение. Ничего нового не видно в нем. Мы устремились в дверь, но увы, она была заперта изнутри. Тогда я в отчаянии полез в открытое окно и увидел пустую комнату, застланную газетами. На табуретке стояла женщина и кистью водила по потолку.

(В. Солоухин.)

– Какие слова в данном тексте помогают понять, почувствовать разочарование, огорчение автора? (Увы, в отчаянии.)

– Какими членами предложения являются эти слова? (Увы – особая часть речи, которая не является членом предложения.)

2. Чтение материала § 74 (с. 183).

3. Составление схемы-таблицы.

Междометия – слова, выражающие чувства,
настроения, побуждения

         производные                               непроизводные

                  Батюшки!                                           Ах!

                  Караул!                                               Ох!

                  Брось!                                                 Ух!

4. Заполнение таблицы, заранее приготовленной на доске (указать значения междометий).

Примеры Значение междометий
Увы, я не смогу присутствовать на этой игре. Ах! Какая красота кругом! «У, противный мальчишка!» – проворчал дядя. Кошки замяукали: «Мяу-мяу!» Огорчение, разочарование   Восхищение Досада   Звукоподражание

5. «Изобрази междометие», чтобы мама смогла подписать твой рисунок словом-междометием.

          Ах!                У-у!             Ой!           Ай-ай!              Мяу!

– Междометия могут выражать и формы приветствия, благодарности.

Задание. Составьте (устно) мини-диалог с междометиями:

      С мамой                     с папой                      

 «В библиотеке»              «В магазине»            

IV. Закрепление.

– Выполните упражнение 459-460 (письменно).

– Составьте нераспространенные предложения, образовав от междометий и звукоподражаний глаголы:

Мяу-мяу, хрю-хрю, хи-хи-хи, тик-так, ква-ква, кря-кря, гав-гав, ау, кар-кар, топ-топ.

–  Надеюсь, все видели веселый мультфильм про попугая Кешу. Помните, какие диалоги он вел с обитателями городского двора, а о чем он разглагольствовал с курами, коровами, свиньями в деревне?

Запишите эти диалоги, используя междометия.

– Вспомните, как оформляется диалог на письме.

16.04  Повторение.

Вставьте н или нн в слова,  раскройте скобки.

Дли(н,нн)ая деревенская улица пуста(н,нн)а. Стены одних домов выкраше(н,нн)ы масля(н,нн)ой краской, другие побеле(н,нн)ы гаше(н,нн)ой известью. (По)всюду сады. Ах! Как удивительно прекрас(н,нн)ы они в своем весе(н,нн)ем цветении! (Не)умолкая (ни)на минуту, гремит пчели(н,нн)ый оркестр. Ночью слышится соловьи(н,нн)ое пение, в тума(н,нн)ом небе светит одинокая луна. На яблонях в лу(н,нн)ом свете матовой белизной отливают антоновки, их медовый запах смешивается с ароматом скоше(н,нн)ой травы.

(И. Науменко.)

Укажите (письменно, в тетрадях после текста), с какой целью употреблено в этом тексте междометие.

– Какие еще чувства, настроения могут выражать междометия?

Новая тема.

1. Что выражают  междометия?

Ай-ай, хи-хи-хи, увы, ах, кря-кря, эй, тьфу, гм, ну и ну.

2. Самостоятельно сформулируйте правило постановки дефиса в междометиях.(записать в тетрадях составленное правило)

3. Чтение материала § 75 (орфограмма № 70).

4. Выполнение упражнения 462 (в тетрадях).

5. С какой буквы нужно писать слова, если после междометия стоит восклицательный знак? (Чтение § 75, орфограмма № 8.)

2. Сконструируйте предложения по схемам:

«П м! …?» – а.                                А: «П м…»

«П м! … , – а. – П.»

(П – прямая речь, м – междометие, а – слова автора).

17.04. Разминка (записать в тетрадях).

1) Какие состояния и чувства выражает междометие а?

2) Назовите междометие, выражающее сожаление.

3) Назовите междометия, которые пишутся через дефис.

4) Какие междометия могут выполнять в предложении роль сказуемого?

5) Возглас, которым мы прогоняем курицу.

6) Возглас, означающий радость победы.

7) Междометие, выражающее досаду.

8) Междометие, выражающее удивление.

9) Междометие, побуждающее к действию.

10) Междометие, выражающее чувство испуга.

2. «Кто больше?».

Задание: из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова  выписать междометия.

3. Чайнворд.

1) Подражание звуку одного рывка ручной пилы.

2) Возглас, которым прогоняют курицу.

3) Междометие, выступающее в предложении в роли сказуемого, обозначает действие кого-то, быстро проскользнувшего, пробежавшего.

4) Междометие, выражающее сомнение, недоверие, иронию.

5) Звукоподражание корове.

6) Восклицание, выражающее недоумение.

4. Междометия на «а».

– Просторечный призыв идти куда-то.

– Охотничий возглас при травле зверя.

– Возглас, которым перекликаются в лесу.

– Междометие, выражающее радость.

– Соглашение.

– Междометие-вопрос.

(Ответы: айда, ату, ау, ах, ага, а.)

5. Составьте диалог на тему (устно):

              С мамой                                   с папой

         «На катке»                             «В бассейне»

18.04  Сжатое изложение (написать сжатый вариант в отдельной тетради для творческих работ).

Работа с текстом для изложения.

1. Чтение текста учителем.

Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества.

Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный ход, всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиками черный хлеб и ситный.

– Хлебушко черненький труженику первое питание, – говорил Иван Филиппов.

– Почему он только у вас хорош? – спрашивали.

– Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки… А все-таки рожь бывает разная, выбирать надо. И очень просто! – заканчивал всегда он речь своей любимой поговоркой.

Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило, и старик Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не выйдут.

– Почему же?

– И очень просто! Вода невская не годится!

Кроме того, по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали – тоже особым способом, в сырых полотенцах, – и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.

Филиппов был разборчив и не всяким случаем пользовался, где можно деньги нажить. Там, где другие булочники и за грех не считали мошенничеством деньги наживать, Филиппов поступал иначе.

Огромные куши наживали булочники перед праздниками, продавая лежалый товар за полную стоимость по благотворительным заказам на подаяние заключенным.

Испокон веков был обычай на большие праздники – Рождество, Крещение, Пасху, а также в родительские субботы – посылать в тюрьмы подаяние арестованным.

Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек.

Наживались на этих подаяниях главным образом булочники и хлебопекарни. Только один старик Филиппов был в этом случае честным человеком.

Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; во-вторых, у него велся особый счет, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И делал все это он «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.

(435 слов.) (По В. А. Гиляровскому. «Москва и москвичи».)

Русский язык. 7 класс

Тема урока Ссылки Домашняя работа Сроки выполнения Обратная связь
1 Формообразующие частицы https://resh.edu.ru/subject/lesson/2622/start/ Прочитать правило, Упр.403 30.03.2020 г alyana.71@mail.ru
2 Смыслоразличительные частицы https://resh.edu.ru/subject/lesson/2258/start/ Правило, Упр.417-418 02.04.2020 г alyana.71@mail.ru
3 Морфологический разбор частиц https://resh.edu.ru/subject/lesson/2258/start/ Прочитать устный разбор Упр.427 03.04.2020 г alyana.71@mail.ru
4 Раздельное и дефисное написание частиц https://resh.edu.ru/subject/lesson/2257/start/ Правило, Упр.424-426 04.04.2020 г alyana.71@mail.ru
5 Отрицательные частицы НЕ и НИ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2621/start/ Правило, Упр.434-436 06.04.2020 г alyana.71@mail.ru
6 Частица НИ, приставка НИ, союз НИ… НИ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2620/start/ Упр.449-450 09.04.2020 г alyana.71@mail.ru
7 Обобщение по теме «Частица» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2619/start/ Контрольные вопросы и задания, Упр.455-456 10.04.2020 г alyana.71@mail.ru
8 Междометие как часть речи. Дефис в междометиях https://resh.edu.ru/subject/lesson/2618/start/ Правило, Упр.461 11.04.2020 г. alyana.71@mail.ru
9 Разделы науки о русском языке https://resh.edu.ru/subject/lesson/2256/start/ Правило, Упр.464-465 alyana.71@mail.ru
10 Практикум по теме «Повторение» Сочинение-рассуждение https://resh.edu.ru/subject/lesson/2617/start/ Повторить, работа по таблице на стр.186 13.04.2020г alyana.71@mail.ru